Ко Дню российского кино
Ежегодно 27 августа отмечается праздник одного из самых популярных и зрелищных видов отечественного искусства — День российского кино. История праздника началась 27 августа 1919 года, когда Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела в России. Производство и показ кинофильмов перешел под контроль Народного комиссариата просвещения. Советское кино для детей было одним из самых бурно развивавшихся жанров, к которому у государства был особенный интерес. Сегодня наш «Детский кинозал» расскажет о нескольких фильмах, которые должны были развлекать юных граждан страны, развивать и учить хорошему.
«Красные дьяволята» (1923)
После Октябрьской революции популярность кино среди детей была настолько велика, что они стремились попасть на киносеанс любой ценой. Деятели советского кино, осуществляя школьно-просветительские задачи, создали первые детские художественные фильмы. Это были экранизации русской классической литературы: «Герасим и Муму» (по И. Тургеневу), «Сигнал» (по В. Гаршину); русские народные сказки - «Алешкина дудка»; сказок X. К. Андерсена - «Девочка со спичками» и «Новое платье короля». Остросюжетные «Красные дьяволята» 1923 года про участие подростков в революционной борьбе заставляли детей ходить на сеанс несколько раз. Это была экранизация одноименной повести Павла Бляхина о героических юных разведчиках Мише, Дуняше и чернокожем акробате Томе, которые захватили в плен самого батьку Махно. Невероятный успех фильма «Красные дьяволята» заставил режиссера фильма Ивана Перестиани принять решение о съемках продолжения приключений юных героев революции. Так появились фильмы «Савур-могила», «Преступление княжны Ширванской», «Наказание княжны Ширванской» и «Иллан-Дилли». В 60-е годы к этому сюжету обратился режиссер Эдмонд Кеосаян и выпустил на экраны трехсерийную цветную ленту «Неуловимые мстители», которая до сих пор пользуется огромной популярностью у зрителей всех возрастов.
«По щучьему велению» (1938)
В 1938 «Союздетфильм» выпускает первую настоящую советскую киносказку «По щучьему велению», ставшую режиссерским дебютом Александра Роу. Позднее Александр Роу подарил нам незабываемые, любимые уже многими поколениями «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Василиса Прекрасная», «Варвара - краса, длинная коса» и другие. Фильм снят по одноименной пьесе Елизаветы Тараховской, в основе сюжета которой четыре русские народные сказки: «По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь», «Емеля-дурачок». В роли царя Гороха дебютировал Георгий Милляр, «заслуженная Баба-Яга Советского Союза».
«Жила-была девочка» (1944)
В период Великой Отечественной войны, несмотря на большие трудности, снимались детские короткометражные фильмы, которые показывали подвиги ребят на фронте, их жизнь в тылу. Патриотическую направленность получили и киносказки военных лет. В сказке «Волшебное зерно» (1942) прославлялись дружба и трудолюбие, одержавшие победу над злыми силами природы. В фильме «Кащей Бессмертный» (1945) говорилось о торжестве справедливости над злом, о любви к родной земле. Фильм «Жила-была девочка» рассказывал о жизни ребят в осажденном Ленинграде - суровый обвинительный акт против войны. Сценарист фильма Владимир Недоброво сочинял эту историю, сам находясь в блокадном Ленинграде, и потому получился сценарий не фильма ужасов, а сказки о двух подружках посреди замерзающего, но не сдавшегося города. Чешский журнал «Ровность» в сентябре 1945 года писал: «Дети остаются детьми. И когда вокруг них рвутся снаряды, они продолжают смеяться и одним пальчиком наигрывать на рояле «собачий вальс». И именно контраст этого детского мира с блокадным городом, войной и смертью потрясает зрителя, и именно в этом контрасте заложена та волнующая, хрупкая красота, которую режиссеру Виктору Эйсымонту удалось отразить в фильме «Жила-была девочка». Если бы мир когда-нибудь мог позабыть недавнюю войну, то мы показали бы ему этот фильм. Он говорит больше, чем сотни книг, которые были и будут написаны против войны». На седьмом Венецианском кинофестивале картина получила приз - Виктору Эйсымонту вручили латунную медаль.
«Гостья из будущего» (1984)
Сразу после войны детских фильмов было снято очень немного, но именно они открыли детскому кино дверь в «золотой фонд» - были сняты «Первоклассница», «Золушка», «Старик Хоттабыч», «Пятнадцатилетний капитан». К середине 70-х наступил «золотой век» расцвета детского кинематографа. Вышли «Приключения Буратино» и «Розыгрыш», «Приключения Электроника» и «Школьный вальс», «Золотые рога» и «Сто дней после детства», первые серии киножурнала «Ералаш». А вот как появилась идея снимать фантастику для детей: однажды в кинотеатр «Ашхабад» пришел на творческую встречу с детьми режиссер Павел Арсенов. Зал - около 1000 мест - был, как всегда, полон. «Ребята, - обратился к залу Арсенов, - мне нужно с вами посоветоваться. Давайте решать, какую картину будем запускать?» Дети забросали его записками: хотим кино по книге Кира Булычева. И так, по желанию зрителей, родился фильм «Гостья из будущего», ставший необыкновенно популярным. Сценарий к фильму режиссер писал вместе с Киром Булычевым: «Легко сказать - снять фильм, действие которого происходит в городе будущего. Какими станут люди? Во что будут одеты? Мы решили показать такой город, какой хотелось бы нам видеть: большие пространства, дома, поднятые в воздух, много зелени. Живут в этом городе умные, веселые, работящие, энергичные люди, взрослые и дети, осваивающие космос».
Евгения Крючкова, главный библиотекарь
Центра литературы по искусству