Экранизация пушкинских строк
В этом году исполнилось 195 лет со времени создания цикла А. С. Пушкина «Повести Белкина». По замыслу писателя, вымышленный Пушкиным Иван Петрович Белкин был помещиком, а на досуге сочинял рассказы и повести. Однако, по стечению обстоятельств, умер в молодом возрасте. От имени Белкина Пушкин создал пять повестей, которые объединил в один цикл и опубликовал после «смерти» помещика. 9 сентября 1830 г. закончен «Гробовщик», 14 сентября — «Станционный смотритель», 20 сентября — «Барышня-крестьянка», 14 октября — «Выстрел» и 20 октября — «Метель». Цикл был назван «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Сегодня наш «Детский кинозал» приглашает в гости школьников старших классов, изучающих творчество Пушкина на уроках литературы.
«Гробовщик»
Образ гробовщика из первой повести взят с реального человека: недалеко от дома невесты Пушкина Натальи Гончаровой действительно существовала лавка гробовщика Адриана. В 1990 году режиссер Петр Фоменко поставил фильм-спектакль «Повести Белкина: Гробовщик». Фильм о том, как гробовщик Прохоров, приняв на грудь лишнее, пригласил к себе на новоселье своих клиентов – «мертвецов православных», похож на развернутый анекдот. В интервью, посвященном пушкинскому телециклу, Фоменко заметил, что ему хотелось восстановить слово Пушкина «в его неповторимости и первозданности». Поэтому в прозаическое произведение он вставил стихи поэта. В ролях снимались Юрий Степанов, Михаил Данилов, Ксения и Полина Кутеповы и другие.
«Станционный смотритель»
Повесть «Станционный смотритель» занимает центральное место в цикле «Повестей Белкина». Пушкин здесь заявил одну из главных тем в русской литературе XIX века — тему «маленького человека», задавленного обстоятельствами, но обладающего сострадательной и чуткой душой, чувствующего чужую боль и несчастье. Первая экранизация повести состоялась в 1918 году. Черно-белый немой фильм режиссера Александра Ивановского был снят на кинофабрике «Товарищество И. Ермольева». Повесть не раз экранизировалась за рубежом. В 1972 году режиссер Сергей Соловьев снял свою версию драмы маленького человека. Атмосферу пушкинского мира передает неповторимая игра актеров. В картине одну из самых ярких своих работ исполнил Николай Пастухов: сложно представить кого-то другого в образе Самсона Вырина. Роль заезжего гусара сыграл Никита Михалков. Фильм сопровождает прекрасная музыка Исаака Шварца. Экранизация Соловьева получила несколько престижных международных премий и до сих пор интересна современному поколению зрителей.
«Барышня-крестьянка»
Немой черно-белый короткометражный фильм «Барышня-крестьянка» снял режиссер Петр Чардынин в 1912 г. по заказу товарищества «Варяг». Это одна из первых экранизаций одноименной повести Пушкина. Лента сохранилась без надписей. Петр Чардынин пересказал сюжет известного произведения в нескольких сценах. В картине снимались Арсений Бибиков, Александра Гончарова и др. В 1995 г. за экранизацию повести взялся российский режиссер Алексей Сахаров. Он соединил в фильме два пушкинских произведения: «Барышня-крестьянка» и «Роман в письмах». Интересный факт: натурные съемки велись в усадьбе, когда-то принадлежавшей Наталье Гончаровой. В фильме снимались Василий Лановой, Леонид Куравлев, Евгений Жариков. За роль Лизы Муромской молодая актриса Елена Корикова получила приз фестиваля «Киношок» и награду фестиваля «Литература и кино».
«Выстрел»
Сюжет повести «Выстрел» был известен до новеллы Пушкина. В журнале «Благонамеренный» за 1821 год был помещен переведенный с немецкого «истинный анекдот» о виртуозе-стрелке, вызвавшем на дуэль наглеца офицера. Подобно Сильвио, он заставляет противника выстрелить в него дважды, а сам лишь показывает ему свое искусство, попав в брошенную вверх сливу. Драма советского режиссера Наума Трахтенберга 1966 года по сценарию Николая Коварского рассказывает историю необычной дуэли, превратившейся в долгий поединок двух сильных характеров. Картина погружает зрителя в атмосферу русского офицерского корпуса начала XIX века, его традиции и обычаи. В главных ролях снимались Михаил Козаков и Юрий Яковлев. Фильм интересен тем, что зритель здесь встретится с самим Иваном Белкиным, которого сыграл народный артист России Олег Табаков.
«Метель»
Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, повесть «Метель» представляет собой, в сущности, анекдот о том, как метель полностью изменила судьбы трех человек. В 1964 году к композитору Георгию Свиридову обратился режиссер Владимир Басов, приступавший к работе над фильмом по пушкинской повести «Метель». Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении. Вскоре мелодии Свиридова стали транслировать по радио и телевидению в качестве самостоятельных композиций. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни. Съемки фильма велись в Суздале по всему городу. В главных ролях снимались Валентина Титова, Олег Видов и Георгий Мартынюк.
Евгения Крючкова,
главный библиотекарь
Центра литературы по искусству