Застывшее дыхание мастера

Дорогие друзья, с вами тематический цикл к Новому году «В лесу родилась елочка». Сегодня мы расскажем о знаменитой клинской елочной игрушке.

В России обычай наряжать елку стал общепринятым с 1813 года. Хрупкие стеклянные игрушки были редкостью, а потому их порой заменяли орехами, пряниками, различными сладостями. Одними из первых в России массово елочные игрушки начали создавать мастера Круговской волости почти два века назад. Старинный народный промысел распространен в десятке деревень на границе Московской и Тверской губерний, образуя так называемый Клинский куст. История его восходит к началу XIX века, когда в своем имении в селе Александровке князь А.С. Меншиков основал стекольный завод.

Разрешение на открытие завода на три печи князь получил в 1818 году. Мастера были из крестьян, 80 человек из окрестных деревень. Самые разные изделия – лампы, бутылки и прочее производились здесь из цветного стекла. Промысел передавался из поколения в поколение, как и мастерство стеклодува. Круговское мастерство стекловыдувания до сих пор остается потомственным. Но почему круговское? Здесь есть свой смысл: деревни, где процветал промысел, расположились вокруг помещичьего села с заводом, то есть в круг.

Рождение елочной игрушки связано с именем купца Григория Орлова, открывшего рядом с заводом мастерскую, где выдували из цветного стекла сережки и бусы. Тщательно подобранные по величине, форме и цвету, они нанизывались на нитку. Из женского наряда бусы перешли на елку, стали ее украшением. В мифопоэтических представлениях ель связывалась с женским образом, наряжалась, как невеста.

Второй стекольный завод был открыт в 1887 году тем же Орловым в Клину. Процветанию промысла в круговских деревнях особенно способствовал знаменитый ямщицкий путь из Петербурга в Москву, по которому неслись лихие русские тройки. Теперь их любят изображать на блестящих шарах. Путник имел возможность остановиться, отдохнуть и в придорожных лавках купить на память или в подарок к празднику елочные игрушки.

Крестьянские мастера-стеклодувы работали в избах, используя кружки-горелки, ногами подкачивая сжатый воздух с помощью самодельных мехов. Крестьяне побогаче имели специальные мастерские – это были инициативные, часто творческие личности. Выдували формы преимущественно мужчины, декоративной отделкой занимались женщины, сборкой – дети. Каждая мастерская и каждое семейное производство на дому имели свой художественный характер, свои отличия. Проявлялись они в особом сочетании формы и цвета или цветных форм между собой, в подборе их так, чтобы изделие завораживало переливами цветных отблесков. Все это требовало вкуса, точности, отрабатывалось мастерством многих и во многих вариантах.

В 1896 году стеклянные бусы как украшение для рождественских елок были представлены на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. С тех пор и пошла слава клинских елочных игрушек.

Каждое поколение, каждое время и каждая эпоха вносит в ассортимент елочных игрушек свои приметы и образы. В семейном собрании игрушек до внуков и правнуков может дойти вся их история. В стеклянных бусах и игрушках менялся не только их характер, стиль, форма, но декор, способ и приемы отделки. Это заметно в ассортименте шаров, колокольчиков, бус и других изделий Круговского промысла.

Валерия Яковлева,
главный библиотекарь универсального читального зала

По материалам статьи: Некрасова М. «Сколько на елочке шариков цветных…» // Юный художник. – 2002. – № 11. – С. 6–9.

07.12.2020
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.