Трасса, спасшая Ленинград

Сегодня исполняется 80 лет Дороге жизни. Название, которое дали ленинградцы ледовой трассе через Ладожское озеро, – не поэтический образ. Это был единственный путь, позволивший поддерживать связь с Большой землей.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. К этому времени была перерезана последняя железная дорога, связывающая Ленинград со страной. На город обрушился страшный голод, морозы до сорока градусов, бесконечные круглосуточные бомбежки.

По самому первому льду, сковавшему Ладогу уже в первой половине ноября, сначала пошли упряжки лошадей с обозами, на которых в Ленинград везли мешки с мукой. А к 22 ноября лёд окреп настолько, что уже мог выдержать вес машин, – это число и стало официальной датой открытия ледовой Дороги жизни. 

Она действовала до 24 апреля 1942 года. Всего по Дороге жизни в Ленинград было доставлено 360 тысяч тонн грузов, из которых почти 80% составляло продовольствие. Из осажденного города по Ладоге были эвакуированы в тыл сотни тысяч человек и промышленное оборудование.

С ноября 1941 по апрель 1942 года (152 дня) ледовую дорогу обслуживали порядка 4000 автомобилей, не считая гужевого транспорта. Водители машин – герои трижды. Среди них были и уроженцы Рязанской земли. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса, провалившись в полынью или попав под бомбежку или артобстрел.

Героизму шоферов посвящены стихи Ольги Берггольц:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги...

22.11.2021
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.