Трагедия на Ладоге: русский «Титаник»

Эта малоизвестная история произошла в страшные осенние дни 1941 года, когда фашистские войска сомкнули кольцо окружения Ленинграда на суше.

В этих условиях предпринимались отчаянные попытки вывезти из осажденного города как можно больше людей, военных и гражданских. Единственный путь – через озеро Ладога. 16 сентября, около одиннадцати часов вечера из порта Осиновец в сторону Новой Ладоги вышла баржа № 725, специально предназначенная для перевозки особого батальона. Но к моменту отправки она уже оказалась на одну треть загружена гражданскими пассажирами. В итоге, по разным данным, на баржу погрузилось около 1 500 человек, да плюс грузы.

На душе капитана буксира «Орел» Ивана Дмитриевича Ерофеева было неспокойно. Он ходил по Ладоге не один год и хорошо знал коварство осенней погоды в этих местах. «Считаю невозможной буксировку баржи в условиях приближающегося шторма», – высказал он свои опасения.

Но... шла война. Подчиняясь приказу, «Орел» натянул трос, и баржа №725 с людьми на борту вышла в открытое море. Постепенно ветер крепчал, волнение усилилось, началась качка. Неожиданно корпус баржи сильно заскрипел, послышался шум льющейся воды. Это в обшивке борта появилась трещина. Вода хлынула в трюм, люди устремились к выходным люкам. Но баржа оседала все глубже. За бортом перекатывались и обрушивались крутые волны. Но это были еще не пиковые часы штормовой ночи. Неумолимая стихия подавляла всякие попытки спасения баржи.

Был отдан буксирный трос, «Орел» стал маневрировать вокруг баржи, неустанно передавая сигналы SOS.  Но среагировали на них быстрее фашистские самолеты. За морскими волнами следовали ударные волны от разрывов бомб. По самолетам открыли стрельбу из винтовок, но оружия было мало, и рассчитывать на эффективность такого слабого огня не приходилось.

Отбомбившись, самолеты в очередной раз улетели. Казалось, наступила передышка, но шторм становился все сильнее. Баржа так низко села, что волны без труда прокатывались над палубой, унося людей в пучину целыми группами. Относительно безопасным местом, куда не так проникала вода, была шкиперская рубка. Поэтому мужчины стали собирать в ней промерзших женщин и детей.

Капитан буксира Иван Ерофеев рисковал судном и экипажем, но делал все возможное для спасения погибающих людей. «Орел» маневрировал вокруг баржи, подбирая людей, когда произошел самый страшный эпизод этой трагедии. Ударами гигантских волн средняя часть палубы с еще находившимися на ней сотнями людей была оторвана от корпуса и смыта за борт. Буксир еще почти пять часов подбирал тонущих, но он был слишком малым судном, чтобы принять на борт всех. Благодаря самоотверженным действиям капитана и экипажа спасено было 216 человек. Точное число погибших из-за отсутствия полного учета пассажиров никогда не станет известным.

Катастрофа на Ладоге сродни драме «Титаника». Тоже тонуло мирное судно, но время было военное, на помощь рассчитывать почти не приходилось, поскольку летчики вражеской авиации бомбили и расстреливали тонущих людей, нарушая вечный закон моря, требующий оказания помощи тем, кто терпит бедствие.

Но если оставить в стороне стихию и бесчеловечные действия фашистов, то главной причиной трагедии баржи №725 был человеческий фактор. К сожалению, история изобилует примерами, когда тысячи жизней считались ничем по сравнению с кем-то поставленной целью, и трагедия на Ладоге не является исключением.

Наталья Баркова,
главный библиотекарь универсального читального зала

По материалам книги: Непомнящий Н. Н. СССР. Зловещие тайны великой эпохи. / Н. Н. Непомнящий. – Москва: Центрполиграф, 2014. – 379 с.

Смотрите сайты:

«MIL.PRESS FLOT»

«Razlib.ru»

«Проза.ру»

15.09.2020
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.