Шахматный талант музыканта

Дорогие друзья! С вами рубрика «#ШахмАтыДома». Сегодня мы поговорим о Давиде Ойстрахе – выдающемся музыканте ХХ столетия.

Он был прирожденным педагогом, великолепным дирижером, замечательным альтистом и остался непревзойденным скрипачом. Давид Федорович Ойстрах родился 30 сентября 1908 года в Одессе, в музыкальной семье. Его отец, не являясь музыкантом по профессии, горячо любил музыку, играл на скрипке и мандолине, мать работала артисткой хора в Одесском оперном театре.

Давид Ойстрах был человеком разносторонних интересов. Среди многих талантов, которыми природа наградила эту необычайно одаренную натуру, следующим после музыкального шел талант шахматный. В лице Ойстраха муза шахмат приобрела горячего, преданного и верного служителя.

Шахматы связывали Давида Федоровича со многими коллегами по искусству – «друзьями Каиссы». В числе его постоянных партнеров были пианисты Александр Гольденвейзер, Яков Флиер, Яков Зак, скрипачка Галина Баринова. Особенное место среди них занимал композитор Сергей Прокофьев. Ойстрах и Прокофьев были соседями по квартире и часто устраивали свои собственные шахматные сражения. «Обычно инициатором таких турниров был сам Сергей Сергеевич. Нужно было видеть, с каким увлечением и чисто юношеским задором вычерчивал он всевозможные разноцветные диаграммы побед и поражений, как безумно радовался каждому своему выигрышу и как искренне, не на шутку огорчался каждому проигрышу», – вспоминал Ойстрах.

Человек большого общественного долга, Ойстрах, при всей своей огромной занятости на музыкальном поприще, стал членом предвоенного состава Всесоюзной шахматной секции.  В суровые годы Великой Отечественной войны он активно включился в патриотическую культурно-шефскую работу в госпиталях  и военных частях, развернутую мастерами искусства. Не раз он, совмещавший в одном лице виртуоза скрипки и мастера шахмат, давал в госпитале концерт, а затем сеанс одновременной игры в шахматы. И то, и другое поднимало моральный дух раненых бойцов.

Главной чертой Ойстраха-шахматиста являлся подход к шахматам, он сформулировал его следующим образом: «В шахматах меня всегда привлекала та сторона, которая ближе всего к искусству».

С душевной щедростью, отличавшей Ойстраха, он старался приобщать к шахматному искусству своих учеников. Один из них, заслуженный артист РСФСР, лауреат международных конкурсов Виктор Пикайзен, вспоминал, что он «заболел шахматной болезнью», когда Давид Федорович взял его с собой на матч-турнир сильнейших гроссмейстеров.

У музыкантов и шахматистов есть много общего, пояснял великий скрипач, раскрывая одному из своих любимых учеников тайны искусства. Немаловажное значение имеет для нас вдохновение. Ведь бывает, иное произведение сыграешь сотни раз, а звучит оно не всегда одинаково. То же самое и у шахматистов. Шахматы помогают творчеству.

Эти слова, служившие верной и яркой путеводной звездой замечательному художнику, остались его заветом в жизни и искусстве.

Валерия Яковлева,
главный библиотекарь универсального читального зала

По материалам книги:

Они играли в шахматы / Г. В. Антонов, С. Я. Гродзенский, И. М. Линдер, И. З.  Романов. – Москва : Советская Россия, 1982. – С.223–239.

 

Смотрите сайты:

porto-fr.odessa.ua

chessmateok.com

 

 

 

05.08.2020
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.