Пропагандисту искусства 150!

"Каждый великий художник есть чудо, и чудо тем изумительнее, чем меньше соответствует его появлению обстановка. Но было бы опрометчиво создавать искусственно эту "несоответствующую" обстановку в надежде, что именно в ней произойдет "чудо". Было бы нелепостью благословлять эту обстановку и видеть в ней источник красоты,"- писал Александр Бенуа.

В эти майские дни мы отмечаем 150-летие Александра Николаевича Бенуа (1870-1960). Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, представитель русского модерна, организатор многочисленных выставок, музейный работник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги, активнейший деятель театра и кино, А.Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора, историка искусства и художественного критика связано с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.

В своих воспоминаниях он писал: “Мой интерес к художественным произведениям, стал проявляться с очень ранних лет. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой “семейной заразы”, что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся, и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления.”

Бенуа заявил о себе как талантливый искусствовед, написав художественную историческую статью о русском искусстве для третьего тома "Die Geschichte der Malerel im XIX Jahrhundert" ("История живописи XIX столетия" Р. Мутера), вышедшего в 1894 г. За этим последовали "История русской живописи" (1901 — 1902), "Русская школа живописи" (1904), "Русский музей императора Александра III" (1906), "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны" (1911), "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1910), "История живописи всех времен и народов" (1912 — 1917, осталась незаконченной).

В Санкт-Петербурге существует уникальный музей, рассказывающий о целой художественной династии семьи Бенуа. В собрание музея вошли архив А.Н. Бенуа, частные коллекции потомков А.Н. Бенуа; личные вещи и работы талантливых представителей семьи - Бенуа, Лансере, Серебряковых. В залах музея проводятся временные выставки, концерты.

 

Евгения Крючкова,
главный библиотекарь Центра литературы по искусству

04.05.2020
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.