Героическая оборона Рязани от монгольских завоевателей (1237 г.). Подвиг Евпатия Коловрата

Захватив города Пронск, Белгород (современное с. Городец) и Ижеславль, монгольские войска под предводительством Батыя 16 декабря 1237 года подступили к стенам Рязани (столица Рязанского княжества до середины XIV в., ныне село Старая Рязань Спасского района Рязанской области). Столица Рязанского княжества была хорошо укреплена - высота земляных валов достигала десяти метров. На валах возвышались дубовые стены с бойницами и башнями. С наступлением морозов валы поливались водой, что делало их неприступными.

Но у монголов было численное преимущество, к тому же и опыта было значительно больше, чем у рязанской дружины и городского ополчения. Пользуясь многократным численным перевесом, они вели непрерывный штурм, меняя отряды штурмующих, тогда как рязанцы оставались на городских стенах и после двух-трех бессонных ночей теряли боевую готовность. «Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились», - пишет об этом автор «Повести о разорении Рязани Батыем».

После пяти дней осады 21 декабря 1237 года крепость была взята штурмом и сожжена.

Из «Повести о разорении Рязани Батыем»: «Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, и иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников их - князей киевских и черниговских - захватили. А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши».

Столица Рязанского княжества, насчитывавшая несколько десятков тысяч человек, принявшая еще большее количество бежавших сюда при приближении монголо-татарского войска, была полностью уничтожена, а каменные храмы разрушены. При обороне Рязани погиб князь Юрий Игоревич и члены его семьи.

Позже столица Рязанского княжества была частично восстановлена, но былого величия уже не достигла, и к середине середины XIV в. столица княжества перемещается в Переяславль Рязанский (ныне г. Рязань).

В комментариях к «Повести о разорении Рязани Батыем» Д.С. Лихачева, Н.С. Демковой, И.А. Лобаковой сказано, что точнее всего история разгрома Рязани изложена в Новгородской первой летописи, куда она попала, из недошедшей до нас Рязанской летописи. Повесть создана на основе структуры «летописной повести», затем она стала обрастать легендами: уже в XIV веке дополнена словами плача Ингваря Ингоревича, а в XV веке в повесть был включен эпизод о Евпатии Коловрате. Сама «Повесть о разорении Рязани Батыем» дошла до нас во многих списках, из которых древнейший – не ранее конца XV века.

Евпатий Коловрат

В «Повести о разорении Рязани Батыем» есть эпизод о рязанском вельможе Евпатии Коловрате, который по возвращении из Чернигова, где, будучи в составе делегации, добивался помощи в деле защиты от монголо-татар, увидел на месте Рязани пепелище. Имя Евпатия Коловрата не упоминается ни в одной летописи. В основе эпизода о Евпатии Коловрате лежат фольклорные источники.

Из «Повести о разорении Рязани Батыем»: «И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем. И услышал он о нашествии верного злу царя Батыя, и уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустошенной: грады разорены, церкви сожжены, люди убиты.

И примчался в город Рязань и увидел, что город разорен, государи убиты и множество народа полегло: одни убиты мечом, а другие сожжены, иные в реке утоплены. Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь сердцем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены были вне города.

И помчались вслед за безбожным царем, и едва смогли догнать его в Суздальской земле. И внезапно напали на отдыхавшее войско Батыево, и начали сечь без милости, и внесли смятение во все полки татарские. Татары стали как пьяные или обезумевшие. Евпатий так бился беспощадно, что и мечи притупились, и выхватывал <он мечи> татарские, и рубился ими. Татары думали, что это мертвые воскресли! Евпатий на полном скаку сражался с сильными полками и бил их беспощадно. И сражался с войсками татарскими так храбро и мужественно, что и сам царь испугался.

И едва удалось татарам захватить пятерых тяжело раненных воинов. И привели их к царю Батыю. Царь Батый и начал выспрашивать: «Какой вы веры и какой земли? И за что мне много зла сотворили?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а воины Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингоревича Рязанского тебя, могучего царя, почтить, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же удивился ответу их мудрому.

И послал сына шурина своего — Хостоврула, против Евпатия, а с ним и много войск татарских. Хостоврул же похвастался царю, что живым Евпатия к царю приведет. И окружили всех большие силы татарские, желая захватить Евпатия живым. Хостоврул же вступил в единоборство с Евпатием. Евпатий, богатырь силою, рассек Хостоврула надвое до самого седла. И начал сечь войско татарское и многих известных богатырей Батыевых побил, одних надвое рассекая, а иных до седла раскроил. Татары перепугались, видя, что Евпатий богатырь-исполин. И навели на него бесчисленное множество стенобитных орудий, и начали по нему бить из них, и с трудом убили его. И принесли тело его пред царя Батыя.

Царь Батый послал за мурзами, и за князьями, и за санчакбеями, и все стали дивиться храбрости, и силе, и мужеству рязанского воинства. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, ни отцы наши не поведали нам о таких. Ибо это люди крылатые и не имеющие <страха> смерти. Так храбро и мужественно они сражались: один бился с тысячей, а два — со тьмою. Никто не смог уйти от них живым со сражения!» Царь Батый, глядя на тело Евпатия, сказал: «О Евпатий Коловрат! Здорово ты меня попотчевал с малою своею дружиною! Многих богатырей сильной орды убил, и много войск пало. Если бы у меня такой служил, любил бы его всем сердцем». И отдал тело Евпатиево оставшимся в живых из его дружины, которые были захвачены в бою. И велел их царь Батый отпустить, не причинять никакого вреда».

В неравном бою Евпатий и его дружина пали, оставшись в памяти народа его заступниками и героями.

Памятники Евпатию Коловрату

В 2007 г. в Рязани на пересечении улицы Астраханской и Почтовой, напротив здания Рязанского почтамта, установлен памятник Евпатию Коловрату.

18 октября 2007 г. в рамках празднования 70-летия Рязанской области состоялось торжественное открытие памятника русскому богатырю Евпатию Коловрату на Лыбедском бульваре. Он стал одной из главных достопримечательностей города. Проект памятника был признан лучшим среди четырнадцати других, представленных на конкурс известными скульпторами из Рязани и Москвы. Монументальное произведение создано рязанским скульптором-любителем, декоратором, дизайнером Олегом Седовым и архитектором Владиславом Лаврентьевым. Высота скульптуры 4,6 м; общая высота композиции вместе с постаментом – 7 м.

Памятник Евпатию Коловрату установлен и в поселке городского типа Шилово Рязанской области.

По материалам книг, статей:

Повесть о разорении Рязани Батыем / подготовка текста, перевод и коммент. Д.С. Лихачева // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. – М., 1981. – С. 184–199; 554–558.

Повесть о разорении Рязани Батыем / подготовка текста, перевод и коммент. И.А. Лобаковой) // Библиотека литературы Древней Руси.– СПб., 1997. Т. 5 : XIII век. – С. 140–156; 472–479 ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4956 (дата обращения: 12.12.2017).

Коренева Е. Опять победил Седов // Рязанские ведомости. – 2006. – 30 июня.

Граков В. Сбылась мечта патриота // Мещерская сторона. – 2007. - № 43 (24 окт.). – С. 3, 12.

Открыт памятник Евпатию Коловрату // Панорама города. – 2007. - № 43 (24 окт.) – С. 3.

Сидорова О. Рукотворные легенды // Панорама города. – 2010. - № 23 (9 июня). – С. 65.

Агарев А.Ф. Рязанское княжество до вхождения в Московское государство / А.Ф. Агарев, В.П. Курышкин. - Рязань : Русское слово, 2008. - 48 с.

12.12.2017