День в истории Рязанского края

10 июля исполняется 100 лет со дня рождения Героя Российской Федерации, заслуженного летчика-испытателя СССР Владимира Степановича Елисеева (1923–2003).

В.С. Елисеев родился 10 июля 1923 года в с. Тарасово Пронского уезда Рязанской губернии (ныне Старожиловский район Рязанской области). После окончания девяти классов средней школы переехал в Москву, работал слесарем на кафедре теории механизмов и машин Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (ныне Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). Вскоре стал его студентом. Успешно занимался в Тушинском аэроклубе; освоил пилотирование У-2, УТ-2 и продолжил летное обучение в Остафьевской военной авиационной школе пилотов Осоавиахима близ г. Серпухова Московской области.

В апреле 1941 г. был призван в ряды Красной армии.

С началом войны школа перебазировалась в г. Вязники Владимирской области. Там В.С. Елисеев за короткий срок освоил самолет И-16. Был направлен в г. Иваново в 22-й запасной авиационный полк (зап). Позже, в г. Кинешму Ивановской области к месту дислокации 436-го истребительного авиационного полка (иап), выведенного в тыл 18 марта 1942 г. на переформирование и перевооружение истребителями «Харрикейн».

В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны В.С. Елисеев с мая 1942 г. Полк 235-й истребительной авиационной дивизии (8-я воздушная армия) действовал на Юго-Западном и Сталинградском фронтах.

В июне 1942 г. 436-й иап прибыл на Юго-Западный фронт в район г. Белгорода. Здесь В.С. Елисеев одержал свои первые победы. 22 июня в ходе воздушного боя в районе Волчанска ему удалось поджечь один «Мессершмитт». В этот же день в бою Владимир Степанович сбил Ме-109.

29 июня В.С. Елисеев вылетел на прикрытие станции Чернянка. В районе объекта он заметил идущий к станции Хейнкель-111 и сбил его. За этот бой В.С. Елисеев представили к награждению орденом Ленина. Однако молодого сержанта посчитали слишком юным для такой высокой награды.

Летом 1942 г. полк воевал на Сталинградском фронте. 1 июля 1942 г. в бою В.С. Елисеев атаковал Юнкерс-88. Самолет противника задымил, но не загорелся. Во время преследования противника машина Владимира Степановича была подбита. Снижающийся на парашюте с 3 500 м летчик был атакован несколькими «Мессершмиттами», был ранен; приземлился на территории, занятой советскими войсками. 22 июля 1942 г. Елисеев вылетел на разведку в район станицы Цимлянская. Вступил в бой с «Мессершмиттами». Самолет был подбит, однако он сумел посадить машину на землю; получил ранение руки. Оказалось, что сел он в тылу у немцев. Через несколько дней вышел к населенному пункту, занятому советскими войсками.

В конце августа 1942 г. полк выведен на переформирование. В октябре 1942 г. перевооружен истребителями Р-40 «Киттихаук» и доукомплектован молодыми красноармейцами, только что окончившими ускоренный курс летной школы. Учебные полеты проходили на аэродроме в Иваново. В ноябре 1942 г. полк вошел в состав 239-й истребительной авиационной дивизии.

В начале 1943 г. полк был переброшен на Северо-Западный фронт, в район Демянска. Летчики, освоившие прямо на фронте самостоятельно самолет Р-39 «Аэрокобра», прикрывали свои войска, вылетали на штурмовку немецких войск. 17 февраля 1943 г. В.С. Елисеев сбил под Демянском Фоке-Вульф-190, однако и его самолет был подбит. Владимир Степанович совершил вынужденную посадку; остался жив, вернулся в родной полк.

В мае 1943 г. полк, в котором воевал В.С. Елисеев, вошел в состав 16-й воздушной армии Центрального фронта и вскоре принял участие в Курской битве. В конце июня 1943 г. включен в состав 1-й гвардейской авиационной дивизии. В это время Владимир Степанович уже командовал 2-й эскадрильей. В ходе воздушных боев с большими группами немецких бомбардировщиков Елисеев одержал две победы, сбив Фоке-Вульф-190 и Юнкерс-88.

Во время Берлинской операции Владимир Степанович совершил 18 боевых вылетов и сбил 6 самолетов противника. За неполные три года пребывания на фронте Елисеев дослужился от рядового летчика до командира истребительной авиационной эскадрильи.

Всего в 1942–1945 гг. гвардии капитан В.С. Елисеев совершил 256 боевых вылетов, в 67 воздушных боях сбил 14 самолетов врага лично и 7 – в группе. Владимир Степанович за время войны был сбит трижды, несколько раз легко ранен.

После войны В.С. Елисеев остался в армии. В 1945–1946 гг. учился на летно-тактических курсах командного состава Военно-воздушных сил СССР вг. Липецке, вернулся в полк, базировавшийся в Австрии. В 1947 г. Владимир Степанович был направлен на Дальний Восток в 821-й иап; служил в должности дивизионного инспектора-летчика по технике пилотирования и теории полета. В августе 1950 г. В.С. Елисеев был переведен на должность летчика-испытателя в Государственный Краснознаменный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил (НИИ ВВС), где служил до увольнения в запас в 1977 г. Работал в различных подразделениях института.

В 1956 г. В.С. Елисееву было присвоено звание полковника. Владимир Степанович принимал участие в испытаниях по запуску двигателей самолетов МиГ-15. Участвовал в проведении испытаний: самолетов Миг-17 и Як-23, тяжелого многоцелевого вертолета Ми-6, противолодочного вертолета корабельного базирования Ка-25 и транспортно-боевого вертолета Ми-24В, самого тяжелого и грузоподъемного вертолета, когда-либо построенного в мире В-12. Выполнил ряд испытательных работ на самолетах Ан-24, Ми-4, Ми-8, Ту-4, Ту-16. Успешно летал как на самолетах, так и на вертолетах. Всего за период службы в НИИ ВВС освоил и испытал практически все типы самолетов, поступавшие в «Аэрофлот» и военно-транспортную авиацию, а это около 60 типов и модификаций самолетов, вертолетов и планеров, совершил около 2 500 полетов при испытании новейших образцов техники.

В августе 1970 г. В.С. Елисееву было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

С 1977 г. – в отставке. Работал инженером в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) П.О. Сухого. Жил в поселке Чкаловский (в черте г. Щелково) Московской области.

Указом Президента РФ № 1331 от 6 сентября 1996 г. «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» полковнику в отставке В.С. Елисееву присвоено звание Героя Российской Федерации.

Награжден 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, 4 орденами Красной Звезды, многими медалями, в том числе «За боевые заслуги». Военный летчик 1-го класса, заслуженный летчик-испытатель СССР.

Умер 7 января 2003 г. Похоронен на Троекуровском кладбище г. Москвы.

Подробнее на сайте «Рязанское краеведение»

10.07.2023
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.